free amp templates

Дмитрий Грант

Интервью для портала PROPHOTOS.RU

Полный вариант  ЗДЕСЬ

Как вы стали свадебным фотографом?

Я отношусь к тем фотографам, кому в детстве подарили фотоаппарат «Смена», и с тех пор они не расстаются с камерой. Я увлекался фотохимией, покупал химикаты и сам составлял редкие проявители.

Штудировал книги по фотографии, которых было немало в СССР. Плюс к тому учился в художественной школе и много рисовал. Кроме того, мой отец был кинолюбителем и открыл мне мир кино. Поступил на психологическое отделение, закончил его и защитил диссертацию по психолингвистике. Открыл издательство, и много лет издавал художественную литературу. Благодаря бизнесу у меня появилась возможность путешествовать, и я всерьез увлекся тревел-фото.

В то время, а это было начало нулевых, этот жанр был абсолютно неизвестен  у нас в стране. И приходилось овладевать им на собственном опыте и штудировать горы книг, заказанных на Амазоне. Позже мне захотелось поделиться всем, чему научился, и я написал цикл статей по тревел-фото для журнала «Фотомагазин».

И с этого момента стал активно публиковаться. Начал много общаться с коллегами, снимающими в самых разных жанрах, участвовал в выставках, занялся психологическим портретом. Позже пошел учиться студийной съемке к одному из самых именитых российских рекламных фотографов — Игорю Сахарову.

К этому времени у меня отпала необходимость постоянно контролировать работу в издательстве, и я решил заняться коммерческой фотографией. Когда снимаешь за деньги — это дисциплинирует. Ты обязан выдать гарантированный результат за отведенный отрезок времени, а не когда случайно забредет вдохновение. И вот так я пришел в свадебную фотографию.


ТЫ ОБЯЗАН ВЫДАТЬ ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗА ОТВЕДЕННЫЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ

Вы помните свою первую свадьбу?

Существует парадокс: чтобы выйти на свадебный рынок, у вас должно быть портфолио, но, чтобы его наработать, нужно выйти на свадебный рынок. Поэтому единственный выход — снимать свадьбы приятелей. Также было и у меня. Знакомая пара доверила
фотографировать их торжество. 

В тот день я годился только на роль наблюдателя. Потому что понятия не имел, как проходит свадебная процедура. И стеснялся привлекать к себе внимание. Сейчас, уже имея солидный опыт свадебной съемки, считаю, что, если фотограф профессионал, он обязан дирижировать свадьбой. Иначе ничего путного не получится.

Сегодня я держу под контролем все этапы свадебного дня, и только на банкете передаю бразды правления ведущему. Потому что, несу ответственность за происходящее. Как говорится — торт съедят, цветы завянут, платье повесят в шкаф, и единственное, что останется от свадьбы — снятые кадры. И ваши воспоминания сохранятся только благодаря фотографиям.

Люди старшего поколения, помнят, что раньше в загсе имелся лишь штатный фотограф, который заученно делал
десяток дежурных снимков.

Но кто теперь вспомнит, как наша мама — тогда еще невеста, готовилась к этому важному дню? Что украшало стены ее коммуналки или общежития? «Победа» или «Волга» везла молодых в загс? А может они ехали на трамвае? Или шли пешком? Как отмечали регистрацию? Что стояло на столе? Какие подарки им дарили, и кто из гостей играл на гитаре или баяне? Но теперь уже не взглянешь в лица ушедших бабушек и дедушек. Не вспомнишь соседей,
которые вышли на улицу встретить молодых.
Все это кануло в небытие…

А вот цифровая фотография не экономит каждый кадр, как это делалось на пленке, что позволяет протоколировать мельчайшие подробности. И будущие поколения теперь узнают, во что наряжались их родители, как они друг друга обнимали, и как лучились их глаза. Они смогут рассмотреть, как выглядели улицы и как
забавно отплясывали гости в ресторане. 

Cвадебная фотосъемка — не формальность: пришел, щелкнул, получил гонорар. Это часть истории семьи. И свадебный фотограф вставляет туда собственный кусочек мозаики.


Я ДЕРЖУ ПОД КОНТРОЛЕМ ВСЕ ЭТАПЫ СВАДЕБНОГО ДНЯ

Свадебная фотография за последние годы стремительно развивалась. Вы помните основные этапы эволюции?


Как я уже говорил — раньше все было унифицировано. В загсах служили штатные фотографы и посторонние туда не допускались. Но потом времена изменились, и молодожены стали сами выбирать мастера. Что и привело к буму свадебной фотографии.

Если говорить о внутренних жанрах, то поначалу была популярна «свадебная фотожурналистика». Это подчеркнуто репортажная съемка, когда композиция и гармоничность кадра приносилась
в жертву скорости реакции.

Однако, как сказал один мудрый человек: «если фотограф в течение дня не сделал хотя бы один кадр, который молодожены смогут повесить на стену, то его позвали зря».

 Этому жанру пришел на смену новый — свадебное «арт-фото». А самый быстрый способ добиться квазихудожественности — использовать необычную оптику. Появился спрос на объективы, создающие необычное изображение: тилт-шифт и «ленсбэби».

Потом ситуация стабилизировалась. И тренд сегодняшнего дня - классика. Но вот ее то, как раз, снимать труднее всего.


ТРЕНД СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ  -- КЛАССИКА

Ваш любимый момент
съемочного дня?

Судя по форумам и общению с коллегами, многие фотографы любят снимать то, что не требует усилий, например, сборы, когда невесте делают мейк, надевают платье, а фотограф просто это фиксирует.

Я же предпочитаю «прогулку», когда молодожены одни и полностью сконцентрированы на результате. Прогулка — единственный момент в течение свадебного дня, когда фотограф может режиссировать съемку.


СВАДЕБНАЯ ФОТОСЪЕМКА – ЭТО ЧАСТЬ ИСТОРИИ СЕМЬИ

Как избежать того, чтобы прогулки выглядели шаблонно?

Для начала не стоит замыкаться на одних и тех же местах.

В Петербурге есть не только Медный всадник и Стрелка. Важно выяснить у жениха с невестой — что именно они хотят? Любят природу? Тогда поедем в живописные парки.
Архитектуру? Значит будем выбирать памятники зодчества.
Воду? Спустимся к Неве или Фонтанке.
Если кто-то мечтает сняться на фоне парусника —
в Петербурге и это не проблема.

 При этом, я предпочитаю разделить прогулку на две части.
Одну часть сделать «классической», вторую — «личной». Можно и по-другому: одна часть «статичная», другая — «динамичная».

В «классической» мы используем красивые места. «Личная» часть — это любимые кафе, памятные парадные, места знакомства или первого свидания. «Статичную» часть можно отснять в студии или интерьерах. А в «динамичной» я попрошу молодых что-то делать: играть в футбол или волейбол, кататься на лодках. Или же пойдем в тренажерный зал и будем готовить еду на арендованной кухне.

Все зависит от личной истории каждой пары.


НЕ СТОИТ ЗАМЫКАТЬСЯ НА ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ МЕСТАХ

Расскажите о таких
«личных» историях

Например, одни ребята были страстными болельщиками «Зенита».
Они арендовали целый стадион, где самозабвенно играли в футбол.

Другой жених — альпинист, и я предложил поехать снимать на скалодром. В этом году фотографировал пару, где будущий муж играл в рок-группе. Поэтому мы отправились на репетиционную точку, где жених с невестой отжигали на ударной установке.

Считаю оптимальным такой алгоритм съемки прогулки. Потому что в итоге у молодоженов будут и классические кадры, для подарка бабушке, и живые, которые можно выставлять в соцсетях.

И потом, годы спустя, ребятам будет, что вспомнить, их фотосессия окажется неповторимой, потому что у других пар будут иные сюжеты.


ФОТОСЕССИЯ ОКАЖЕТСЯ НЕПОВТОРИМОЙ

Что присуще вашей свадебной съемке?

Во-первых, я тщательно подхожу к планированию. Фотограф — это единственный свидетель всего свадебного дня. Поэтому, когда знаешь все возможные грабли, на которые можно наступить, твой долг — дать советы новобрачным, скорректировать тайминг, сделать так, чтобы день был тщательно продуман. Это залог хорошего настроения и комфортной работы.

Во-вторых, я всегда использую дополнительную технику. Интересный кадр почти невозможно сделать одним фотоаппаратом, необходимо работать с дополнительным оборудованием. Иначе фотограф не сможет создавать кадр, который задумал, а будет вынужден идти на компромисс, подстраиваться под погоду и доступный свет.

Мой коллега — петербуржский фотограф Александр Медведев однажды метко заметил: «Сейчас фотограф вынужден
конкурировать со смартфоном».
И теперь сносный снимок может сделать каждый.

И профессиональный фотограф заведомо находится в менее выигрышной ситуации, чем гость со смартфоном. У него преимущество: на него никто не обращает внимания, и он может снять эмоциональные и непосредственные кадры. И жених с невестой могут задуматься — а зачем приглашать фотографа, если легко сделать живые кадры на гаджет?

Единственный выход сегодня — не конкурировать со смартфоном. Снимать так, как не могут приятели с телефоном. Мне нравится, когда мои кадры молодожены рассматривают с «открытым ртом».

Значит я смог удивить. Достичь вау-эффекта.


ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД — НЕ КОНКУРИРОВАТЬ СО СМАРТФОНОМ

То, что, вы психолог по образованию, помогает в работе?

Играет роль не столько образование, сколько практическая психология. А это подразумевает искренний интерес к людям.

Я с вниманием отношусь к каждой паре. Ведь если ты не стремишься поближе узнать людей, как ты сможешь их фотографировать? Когда же знакомишься с молодоженами, то узнаешь, что им нравится, какова история их отношений, их хобби. И после этого уже можешь оперировать полученными знаниями и придумывать
индивидуальный сценарий съемки.

Поэтому я никогда не фотографирую тех, с кем заранее не встречался и не разговаривал. Это принципиально.

Умение фотографа не в том, чтобы выучить какую выдержку и диафрагму выставить.
Современные камеры справляются с этим и без нас.

Главное, фотограф должен находить общий язык с людьми. Если он этого не умеет, ему стоит поменять профессию.


Я С ВНИМАНИЕМ ОТНОШУСЬ К КАЖДОЙ ПАРЕ

Самое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Мне везет. Ко мне тянуться необычные пары. Видимо они интуитивно чувствуют, что я уважительно и с интересом
отнесусь к их внутреннему миру.

Но тут нужно оговориться. «Место бракосочетание» у всех одно — загс или дворец. Ну или загородный ресторан, если это выездная регистрация. Поэтому скорее правомерно говорить о необычных местах для прогулки. Или нестандартной стилистике свадьбы.

У меня, например, была одна пара, которых я в шутку прозвал «готы». Хотя они, конечно, никакие не готы, а любители рока, фаны группы «Король и Шут». Они даже познакомились на их концерте.

У них вся свадьба была построена на любви к року. У невесты на платье черный пояс с бантом, на пальцах кольца, украшения — трайбл. Даже на банкете у них играли живой рок.

И вот, когда мы планировали прогулку, выяснилось, что на родине невесты до сих пор в чести такая свадебная традиция: жених должен перенести невесту на руках через семь мостов. А в Питере найти семь мостов не проблема, и я предложил сделать это концепцией прогулки.

Вышло стильно. Необычность локаций и действия хорошо зарифмовалась со стилистикой свадьбы.


СВАДЬБУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СНИМАТЬ ВДВОЕМ

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Для начала стоит посмотреть портфолио, и оценить его разнообразие. Чем меньше похожих кадров, тем лучше. Потому что это доказывает, что человек умеет работать в самых разных условиях.

Второй момент — личная встреча. Потому что вам предстоит целый день общаться с этим человеком.

Если говорить о технической стороне, то отмечу две вещи.
Первое, свадьбу обязательно нужно снимать вдвоем — с помощником или ассистентом. Одному не под силу справиться со всей необходимой техникой, кто же будет держать софтбокс или лайт-диск? Кроме этого, съемка интереснее, когда каждый из фотографов снимает свой сектор торжества. Например, один — молодоженов, а второй — гостей. Особенно это важно в какие-то ключевые, эмоциональные моменты.

Поэтому, если фотограф работает один, не стоит его кандидатуру рассматривать всерьез.

Второй момент, на который следует обратить внимание — сколько у него камер. Потому что любой фотоаппарат может подвести. И тогда вся съемка будет безвозвратно загублена. А повторить свадебный день невозможно. Поэтому запасная камера у фотографа обязательна.

И третье: профессиональный фотограф всегда использует камеру с двумя слотами для флеш-карт. Потому что карты памяти глючат гораздо чаще, чем камеры. И это тоже зона риска.


МОЕЙ КАМЕРОЙ СНИМАЛ ВЕЛИКИЙ ПАТРИК ДЕМАРШЕЛЬЕ ДЛЯ ЖУРНАЛА VOGUE

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Если ты любитель или дилетант, то придаешь много значения выбору камеры и оптики. Это происходит от неуверенности в собственных силах, когда хочешь «спрятаться» за рисунок дорогого объектива или полнокадровую матрицу. Когда же работаешь профессионально, в корне меняется отношение к выбору техники.

Спрашиваешь себя: а что изменится, если куплю новую модель камеры? Я смогу сделать что-то такое, чего не мог раньше? Мои кадры станут лучше? Заказчики готовы будут заплатить дороже за мой труд?

Чаще всего честный ответ будет — «нет». 

Я снимаю на две камеры: Canon 1DsIII и Nikon D3.
Мой второй фотограф работает на Canon 1DIV. Это надежные профессиональные репортерские аппараты.
Они меня вполне устраивают.

Скажем, Canon 1DsIII снимают такие корифеи мировой фотографии, как Себастьян Сальгадо и Патрик Демаршелье. И их не смущает, что эти камеры не последнего поколения. Так почему же это должно волновать меня?

Кстати, однажды Демаршелье приехал в Петербург, снимать русский балет для журнала Vogue. Он планировал взять 1DsIII в прокате, но в прокате такой камеры не обнаружилось, и мне посчастливилось одолжить маэстро свой фотоаппарат. Так что моей камерой снимал великий Патрик Демаршелье и мне приятно думать, что она энергетически заряжена))

Если говорить про объективы, когда я только начинал снимать свадьбы, то от усердия, на первую лавстори взял штук пятнадцать объективов.

Таскал их, высунув язык, и в какой-то момент осознал, что не столько снимаю, сколько раздумываю — какой же объектив выбрать, чтобы оправдать его присутствие на съемке. С тех пор перед каждой съемкой я тщательно обдумываю, какая оптика мне понадобятся. И, чаще всего, осознаю, что достаточно двух-трех.


МЕЧТАЮ СНИМАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СВАДЬБЫ

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…» 

Я мечтаю снимать национальные свадьбы в разных частях земного шара. Было бы интересно снять монгольскую свадьбу в пустыне с верблюдами, а потом бразильскую свадьбу на карнавале. Было бы здорово одну церемонию снять в морозной Норвегии, а следующую — в знойной Мексике. Это позволило бы не замыкаться в рамках одного города или культуры одной страны, а играть на контрастах.

© Дмитрий Грант

© Copyright 2019 Dmitry Grant - All Rights Reserved